Основы православной культуры в начальной школе в рамках ФГОС НОО

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании молодежи. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Поэтому в Стандарт начального общего образования включен курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Основы православной культуры для российского образования – проблема, прежде всего, не политическая, а образовательная. В содержании образования недостает этой составляющей, которая могла бы помочь нам повысить качество образования по гуманитарным базовым предметам – литературе, русскому языку, истории, искусству. Естественно, эта составляющая связана с самобытностью народа, с ментальностью, с глубинными основами отечественной культуры. Это – религия и, прежде всего, православная культура.

Культуру, самобытность может спасать только сам народ. Сегодняшний день характеризуется увеличением информации о мире через СМИ, через Интернет. Но через эти же каналы распространяется и насилие, безнравственность, пропагандируется оккультизм и деструктивные секты. В этой ситуации встает острая потребность в повышении качества гуманитарного образования ребенка, чтобы, вооружив его знаниями, защитить от обрушившейся лавины зла, перемешанной с новыми интересными и полезными явлениями в нашей жизни.

Предназначение данного курса:

  • воспитание порядочного, терпимого, честного гражданина, который с интересом относится к окружающему миру, с уважением к взглядам и убеждениям своих сограждан;
  • формирование достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и др. законы страны;
  • формирование у учащегося мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций;
  • воспитание гражданина, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя сплочения общества.

Преподавать основы христианских ценностей в виде уроков духовно-нравственной культуры православия, значит постепенно открывать перед учениками и их родителями всю красоту и доброту христианских жизненных ценностей, которые лягут в основу их созидательного мировоззрения.

Функция школы – передача культуры, социального опыта. Если спросить любого учителя, может ли он глубоко раскрыть особенности русской литературы и культуры без основ православной культуры. И услышите, что учителя очень нуждаются в знаниях о православной культуре для себя и для школьников. Если учитель литературы, искусства, истории говорит, что он может обойтись без таких знаний, значит, он сам не знает ни русской литературы, ни архитектуры, ни живописи, ни музыки, ни истории.

Содержание модуля ОПК, изучаемого в четвертом классе, не должно просто «висеть» на одной параллели или уходить «в никуда» после окончания изучения курса. Ценность культурологического предмета в том, что он может насыщать и уроки истории, и уроки литературы, русского языка, обществознания. Только в этих условия мы достигнем результата. Сложно представить себе область гуманитарных знаний или какой-нибудь школьный предмет, который бы не опирался на православную культуру. Таким образом, наполнение воспитательной работы элементами ОПК создает перспективу выхода уже на общешкольный уровень, т.е. на все годы обучения. Уже разработаны и применяются такие формы, как предметная неделя православной культуры в школе, школьные Рождественские чтения, детские исследовательские проекты. Происходит переход от знакомства обучающихся с фактологическими аспектами содержания Основ православной культуры к формированию их мировоззренческой и гражданской позиции.

Новизна и сложность религиоведческих и религиозных курсов требует от системы образования обеспечения открытости и ясности как целей и задач, так и изложения учебного материала. Мы, включаясь в работу по изучению основ религиозной культуры, ставим перед собой простые, понятные всей общественности, родителям и детям цели.

Это:

  • предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве,
  • воспитание здорового образа жизни,
  • воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека,
  • формирование культуры общения.

Мы не ставим вероучительных задач, думаем, что надо оставлять ребенку возможность с семьей разобраться, во что ему верить, как ему верить. Но к традициям своего народа, безусловно, нужно относиться с уважением.

Хорошо, что появилась возможность изучать родную православную культуру и в общеобразовательных школах. Спасибо, что нашлись люди: учёные, педагоги, священнослужители, преподаватели, которые дали учителю практический материал для работы, разработали программы, учебники и учебные пособия, аудио и видеоматериалы. Учебник, который рекомендован для проведения занятий по «Основы православной культуры», – это учебник А. Кураева, учебное пособие, которое подготавливает к введению курса «Основы православной культуры» в начальной школе – это пособие священника Алексия Мороза, педагога Т.А. Берсеневой «Добрые уроки-наставления».

Пользуясь материалами учебного пособия «Добрые уроки-наставления», веду предварительные беседы с детьми и их родителями. Это даёт возможность постепенно подвести к работе по освоению основ Православной культуры.

Сам курс ОПК в школе ведётся с 2011 года, учим детей вглядываться в жизнь. И чем раньше мы – учителя научим этому детей, тем легче будет им жить, тем счастливее будет их жизнь.

Главной задачей своей считаю научить ребят нравственно поступать даже тогда, когда взрослых нет рядом. Но ещё важнее научить видеть мотивы этих поступков.

Работая по курсу ОПК мне важно было научить ребят различению: какое дело можно назвать добрым, осмыслению мотивов этого дела.

Учителям начальных классов приходится сталкиваться с такими жизненными ситуациями и на переменах, и на уроках, и в совместных делах почти ежедневно. Кто-то кого-то обидел, толкнул, обозвал, не сдержал слово, поссорились. Дети редко могут правильно оценить мотивы своих поступков, а тем более чужих.

Постепенно мы учимся сначала определять своё чувство или состояние, называть правильно поступок. В этом помогают рассказы «Осуждение», «Ябедничество», «Ложь», «Злоречие», «Непослушание»…А затем постепенно у детей развивается внимание и понимание состояния другого человека. Стараюсь подводить к умению не только себя слушать и понимать, но и понимать чужую боль.

В рамках проектной деятельности в течение года вела работу по теме: «Светлое Христово Воскресенье – Пасха». Началась она с изучения на уроках ОПК темы «Пасха». Дети знакомились с историей возникновения праздника Пасха, пасхальными обычаями, обрядами и приметами, играми. Проводили беседы с церковнослужителем отцом Георгием, родственниками. Посещали храм, провели анкетирование одноклассников. В итоге мои дети стали победителями межрегионального конкурса проектно – исследовательских работ учащихся начальной школы «Юный исследователь».

К изучению курса ОПК готовлю не только детей, но и родителей. Это очень важно – как отнесутся к предмету родители. А их надо чем-то заинтересовать. Одного – формой подачи информации, другого изобразительным рядом. На собрании я познакомила родителей с учебным пособием «Добрые уроки-наставления», которым уже сейчас пользуюсь на различных уроках, в необходимых ситуациях, и с учебником А.Кураева «Основы православной культуры», которым будем пользоваться на следующий год, пособием для родителей к этому курсу, программой и текстами первых уроков.

Ведь и родителям очень важно правильно понимать православную культуру и веру. За каждым словом учебника может стоять различное его понимание родителями. Им необходимо помогать находить нужные сведения. Может быть изучение курса и у родителей пробудит интерес к православной культуре и отечественным народным традициям. Родители моих учеников – почти ровесники мне. И в своё время нас не учили вглядываться в жизнь и задумываться – чему учит нас ситуация, в которую мы попали и чего мы хотели добиться, создавая эту ситуацию.

Прошу на собрании родителей учить детей всегда связывать слово и дело, и доводить его до конца. «Начало пол дела откачало, а конец всему делу венец», и ещё важно, что после. Всегда учили на Руси: сделал доброе дело, оно к тебе вернётся, но не сразу, а когда будет всего необходимей. Не делай и плохого дела, оно тоже к тебе вернётся, не сразу, но когда будет совсем не гоже. Рассказываю, что ребёнка нужно не столько развлекать и объяснять, как делать, сколько нужно, чтобы делал сам. Тогда наши дети научатся любить окружающий мир, себя в этом мире.

Это традиционные истины, но их надо повторять и наши дети будут учиться ценить время, жизнь и других людей. Боязнь огорчить другого человека – это и есть христианство, а обидеть – даже и в мыслях не должно быть. Это первейшая заповедь Христова, к которой следует подвести ученика. Научим детей нравственно поступать даже тогда, когда нас не будет рядом и не будет бездуховности, безнравственности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *