Эссе «Я – учитель»

Я – учитель

На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные, но каждый человек должен найти свое призвание. Пробегая в памяти прошедшие годы, задумываешься над тем, как причудливо может распоряжаться человеком судьба.

В нашей семье я была младшей из троих детей. В детстве, как и большинство маленьких девочек, мечтала стать актрисой, сниматься в кино, играть главные роли в спектаклях. Затем пришла пора романтической юности, и яркие картинки моей будущей жизни менялись одна за другой. В это время моя старшая сестра окончила педагогическое училище. Я часто приходила к ней на занятия, видела её доброжелательное отношение к своим ученикам, слышала  её требовательный, но ласковый  голос. Мне доставляло  огромное удовольствие наблюдать за работой  учеников. Но себя в роли учителя я смогла увидеть лишь после окончания школы. Сегодня я ощущаю трепетную радость, вспоминая минуты, когда мы, собравшись всей семьёй, решали вопрос о моём будущем. Мои родители дали мне возможность делать самостоятельный выбор, но я помню их слова, мудрые мысли, советы о том, что я могу посвятить себя профессии учителя и совместить желание быть и актёром, и музыкантом, и изобретателем… Мои близкие помогли мне поверить в себя, и я решила, что стану учителем и буду похожа на свою сестру.

Без особых трудностей я  поступила в Ростовский государственный педагогический институт. Быстро пролетели незабываемые студенческие годы, позади  встречи с интересными людьми, семинары, конференции, экзамены. Для меня наступил действительно особый момент жизни. В чудесный осенний день, как и для множества первоклассников, я впервые вошла в свою родную школу. Только теперь не школьница, восхищенно озирающаяся по сторонам, готовая открыть дверь в огромную страну знаний, а Учитель, открывающий эту дверь. Помню, меня била мелкая дрожь от волнения, от неуверенности, от страха сделать ошибку. Нужно было убедиться самой и убедить всех, что я — педагог, настоящий! Невозможно забыть первые уроки. Любопытные, чего-то ждущие детские взгляды устремлены только на тебя. Конспект урока перед тобой, и, хоть он и заучен наизусть, кажется, что ничего не помнишь. Именно в такие минуты понимаешь, кто ты такой. Я не просто человек, который будет  учить этих ребятишек, смешных и серьезных, любознательных и робких, молчаливых и шумных?! Я же буду проживать с ними часть своей жизни, и они будут, ждать меня и верить мне?! Наверное, учитель — это вторая мама. … А это значит, что выход из любой ситуации подскажет сердце…

Когда я начала работать, первый год было неимоверно трудно. Конспекты, бессонные ночи, пролитые слёзы и как казалось в то время безвыходные ситуации. Слава Богу, был мудрый наставник, опытный педагог, стойкая женщина, справедливая коллега  – Черничкина Валентина Павловна. Именно моя старшая сестра  давала мудрые советы, делилась опытом, и раскрывала секреты преподавания. Мы часами просиживали за чашкой чая, обсуждая школьные проблемы, и я сделала для себя самый главный вывод, чтобы ученики поверили учителю, последовали за ним, они должны открыть в нем исключительное великодушие, сердечность. Сердечная доброта и отзывчивость  души предполагает терпение, уважительное  отношение к неудачам, проступкам воспитанников. Здесь заботы для сердца намного больше, оно должно быть и строгое,  но обязательно справедливое и последовательное.

Разумеется, опыт приходит с годами. Появление в моей семье маленькой дочурки было одним из самых ярких событий  жизни. Этот совсем ещё крошечный человечек смог изменить взгляды на жизнь, на работу, появилась уверенность в собственных силах, изменилось восприятие детей. Оказывается, я  много  знаю, а самое приятное — много умею. Вот здесь и началось настоящее освоение педагогических технологий, методов, приемов. Всем известны слова Конфуция: «То, что я читаю, я забываю; то, что я вижу, я запоминаю, то, что я делаю сам, я понимаю и учусь этому на всю оставшуюся жизнь». Это высказывание подтолкнуло меня к таким методам обучения: как проектная и игровая деятельность. Воспитывая маленькую дочь, я поняла, что знания, добытые самим ребенком, остаются в памяти намного дольше, чем услышанное. На практике увидела, что игра  дает возможность ребёнку с уверенностью принимать решения в нестандартных для него ситуациях. Она объединяет и раскрепощает детей. И в этой дружелюбной ненапряженной атмосфере ребенок готов постигать новые знания, готов усваивать то, что на обычном традиционном уроке было бы трудно воспринять и выучить. В игре наглядно и образно все само собой запоминается.

Маленький человечек  всегда ждет подтверждения своей ценности, а еще встречи с добрыми, заботливыми людьми, которые поведут его по дороге в большую «Страну знаний». Нужно позволять ребенку реализоваться, раскрыться, но не пускать все на самотек. Я ставлю перед собой задачу не просто научить, но и дать умения, которые в будущем помогут ребенку преодолевать трудные жизненные ситуации. Как заинтересовать ученика, разбудить в нём желание осваивать новые знания? Нужно создавать «волшебную»  среду на уроке и вне урока, позволяющую каждому ребёнку почувствовать себя успешным, ведь ученик- это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь. Хвалить нужно всех и всегда. Однако  для одного ребенка успех — это завязать шнурки на ботинках, а для другого — слетать в космос. Чем больше положительных эмоций, тем легче заинтересовать учащихся.  Смех — это лекарство от безразличия и скуки, монотонности и серости. И если дети смеются вместе со мной, значит, они с радостью будут приходить на мои уроки, принимая и меня.

Всё своё вдохновение я всегда черпала в своей семье, здесь мне сочувствовали, поддерживали, подсказывали новые идеи. Я очень счастливый человек: у меня прекрасная семья, любимая работа. Мне повезло: я нашла свое место в жизни. И за это я искренне благодарю всех своих учителей, самыми первыми и самыми главными из которых стали мои родители. Семья очень важна в жизни каждого человека. Семья – это самые близкие, родные люди, которых мы очень любим, которые дарят нам тепло и помогают в сложных ситуациях, это твой маленький мир, в котором все понятное, привычное и дорогое, здесь начинается формирование личности. Мама и папа – первые и главные примеры для подражания детей, они воспитывают и передают свой жизненный опыт, семейные традиции. От климата, который царит в семье, от того, насколько уютно и радостно дома, зависит, чем будет интересоваться ребёнок, поэтому свою работу планирую в тесной взаимосвязи с родителями.

Дети – это  завтрашние взрослые, и оттого, какими они будут, в какой-то мере зависит и от меня. Шагая в ногу со временем, понимаешь, как много еще предстоит узнать, освоить, внедрить.  А освоив, можешь поставить в своей книге достижений галочку, что ты этому научился, можешь научить других и  дать надежду на будущее! Я часто вспоминаю слова одного восточного мудреца, адресованные каждому педагогу, которые помогают мне в моей непростой учительской работе: «Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при своей жизни вы и не увидите плодов своего труда, но они обязательно будут. В свое время!» Что для этого нужно? Мне кажется, знать и любить то, что преподаешь, знать и любить тех, кому преподаешь, и тогда будешь чувствовать радость от достижений твоих учеников. Я  счастлива от того, что я работаю с детьми!