Школьная форма — это обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы. Сегодня очень много говорят о школьной форме.
- Нужна ли школьная форма?
- Что о ней думают дети, родители и учителя?
Цель:
Выяснить: нужна ли форма современным школьникам нашей школы.
Задачи:
1. Изучить литературу по данному вопросу.
2. Провести анкетирование для учащихся, родителей и учителей.
3. Проанализировать полученные результаты.
Предмет исследований:
причины нежелания носить школьную форму у некоторых учащихся.
Гипотеза:
Если предложить учащимся нашей школы рассмотреть и выбрать эскизы школьной формы, то возможно они согласятся её носить.
I.Теоретическая часть.
1.1.Из истории школьной формы
Впервые школьная форма в России была введена в 1834 году. Сначала – для гимназистов и студентов, причем только для мальчиков. Спустя несколько десятилетий, форму ввели и для девочек.
До революции 1917 г. мальчики-гимназисты одевались так: фуражка с эмблемой гимназии, гимнастерка, шинель, куртка, брюки, черные ботинки, ранец. Девочки носили обычные коричневые платьица с фартучками.
В 1949 г. было решено, что девочки должны приходить на занятия в темно-коричневых шерстяных платьях и черных передниках (по праздникам – белых), а мальчики – в серых военных гимнастерках. Затем серые гимнастерки были сменены серыми же, а потом синими костюмами.
В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы, а в 1973-м — в костюмы из синей полушерстяной ткани, с эмблемой и алюминиевыми пуговицами. В 1976 году девочки также стали одеваться в новую форму.
В середине 80-х произошла последняя реформа формы: мальчикам и девочкам пошили пиджаки синего цвета.
В 1992 году традиционная одинаковая форма в российских школах была официально отменена государственными органами управления.
- Современная Россия.
В современной России нет единой школьной формы, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы, имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.
Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, существуют правила ношения одежды.
Дресс-код (англ. dress code кодекс одежды) форма одежды, требуемая при посещении определённых мероприятий, организаций, заведений.
Строгий дресс-код приучает детей серьезно относиться к труду и дисциплине.
Сегодня форма вновь становится показателем престижа и избранности.
При выборе школьной формы нужно ориентироваться на разные сезоны!
II. Практическая часть.
2.1. Анализ анкет.
Я провела анкетирование в нашей школе: для учащихся, родителей и учителей. В анкетировании приняли участие 130 учеников, 22 родителя и 19 учителей. Анкетирование проводилось с помощью анкет – специально подготовленных бланков. В этой анкете было четыре вопроса для учащихся: Как вы считаете, нужна ли школьная форма? Нравится ли вам носить школьную форму? Как вы считаете, какого цвета должна быть школьная форма? Выберите наиболее приемлемый вариант формы. Это исследование я провела для того, чтобы узнать, желают ли учащиеся нашей школы носить форму.
Затем проанализировала анкеты учащихся поэтапно. На 1 этапе подсчитала сколько учащихся считают, нужна ли в нашей школе форма, желают или не желают её носить, какого цвета она должна быть, на 2-м – сосчитала сколько учащихся старшей, средней и начальной школ выбрали модели школьной формы наиболее приемлемые для них, на 3-м – внесла все данные в диаграммы.
Диаграмма 1.
Нужна ли школьная форма?
Диаграмма 2.
Нравится ли вам носить школьную форму?
Диаграмма 3.
Как вы считаете, какого цвета должна быть школьная форма?
Деловой стиль
Родителям и учителям было предложено ответить на 6 вопросов: Какая школьная форма была у Вас? Нравилась ли Вам эта форма? Нужна ли школьная форма? Почему? Какими бы Вы хотели видеть учащихся нашей школы? Как Вы считаете, влияет ли ношение школьной формы на успеваемость и поведение учеников? Как Вы думаете, возможно ли введение одинаковой формы в нашей школе?
Проанализировав ответы родителей и учителей, можно сделать вывод, что девочки носили шерстяные коричневые платья, чёрные и белые фартуки, а мальчики синие костюмы, украшенные эмблемой и алюминиевыми пуговицами. В основном, форма нравилась всем. 39 человек считают, что школьная форма нужна, так как она организует и дисциплинирует учащихся, а также сглаживает различие в материальной обеспеченности. Родители и учителя хотят видеть учащихся нашей школы красивыми, умными, аккуратными, опрятными, нарядными, дисциплинированными, воспитанными, добрыми, образованными, культурными, а также чтобы у всех была единая форма или один обязательный элемент в одежде: галстук, платок, ремень одного цвета. 33 человека из 41 считают, что ношение школьной формы влияет на успеваемость и поведение учеников, так как она дисциплинирует учеников, они не будут отвлекаться на то, как они одеты. Все учителя и родители думают, что введение одинаковой формы возможно в нашей школе, но для некоторых родителей приобрести форму будет сложно.
III. Выводы.
- По-мнению учащихся, родителей и учителей школьная форма нужна.
- Учителя считают, что форма дисциплинирует, организует учеников.
- Старшеклассники наиболее приемлемым вариантом школьной формы считают шотландский стиль, средние и начальные классы – деловой стиль.
- Учащиеся считают, что школьная форма должна быть синей, чёрной или разных расцветок.
Причины нежелания носить школьную форму у некоторых учащихся:
- Не предусмотрели тёплую школьную форму.
- Не желают быть похожими на всех.
- Нет финансов у родителей для приобретения формы.
Вывод: так ответили 25 учеников нашей школы, но после того, когда предложила им выбрать наиболее подходящую модель школьной формы, сделали свой выбор.
IV. Предложения.
- Предусмотреть сезонную школьную форму.
- Ввести школьную единую форму по ступеням: начальная, средняя и старшая.
- Прислушаться к мнению учеников при выборе формы.